Государственная Дума России 26 июля приняла в третьем чтении поправки к Гражданскому кодексу, вносящие важные уточнения как в само понятие самостроя, так и в порядок урегулирования вопросов по самовольно возведённым объектам.
Инициаторам законопроекта выступил комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству под руководством Павла Крашенинникова.
В соответствии с законопроектом самостроем не будут более считаться строения, сооружённые с нарушением законодательно установленных ограничений на использование участка, если его собственник (пользователь) не знал и не мог знать об этих ограничениях. В случае вступления поправок в силу появится возможность опротестовывать в суде причисление к самострою объектов недвижимости, возведённых в разного рода охранных зонах, если собственник (пользователь) участка был введён в заблуждение официальными органами, одобрившими такое строительство в нарушение существующих правил.
Предлагаемая редакция Гражданского кодекса предусматривает как механизм легализации самостроя, так и порядок исправления возведённой с нарушениями постройки в соответствии с решением суда или органа местного самоуправления.
В случае приведения спорного объекта в вид, затребованный судом или муниципалитетом, объект выводится из категории самостроя и может быть оформлен в собственность лица, имеющего данный земельный участок в собственности, пожизненном наследуемом владении, в постоянном (бессрочном) пользовании или во временном владении и пользовании для строительства.
Срок в который самовольная постройка должна быть снесена.
Законопроектом корректируется срок сноса самовольных построек, назначаемый судом или органом местного самоуправления и варьируемый в зависимости от характера постройки. Ранее в Гражданском кодексе был обозначен лишь максимальный срок в 1 год, теперь введён и минимальный в 3 месяца. Также впервые вводится срок приведения объектов самостроя в вид, соответствующий законным требованиям официальных органов (от 6 месяцев до 3 лет).
Некомпетентность и недобросовестность представителей органов власти и управления в деле регулирования вопросов землепользования и строительства является очевидной угрозой интересам застройщика, пользователя и собственника недвижимости. При этом из-за совершённых должностными лицами ошибок или сознательных подлогов незаконными постройками могут оказаться и объекты, добросовестно сооружённые частными лицами или организациями не только после 1991 года, но даже несколько ранее, в последние советские годы.
Поправки к гражданскому кодексу, уточняющие определение самостроя и предлагающие некоторую либерализацию в этом вопросе, позволят значительно снизить для частной недвижимости риск быть демонтированной по решению официальных органов.