Впервые о мерах поддержки малого и среднего бизнеса было сказано еще в начале апреля. Тогда президент обязал глав субъектов принять безотлагательные меры по оказанию помощи бизнесу.

На протяжении всего апреля шли бурные дискуссии о том, кто и при каких условиях сможет на эту помощь рассчитывать, какие требования государство будет предъявлять к заявителям, какие именно отрасли экономики должны быть отнесены к наиболее пострадавшим от кризиса вызванного ситуацией с пандемией.

В городе Москве, как субъекте РФ, такие дискуссии шли наиболее заметно и остро. Так, для поддержки столичного бизнеса в Москве 15 апреля 2020 г. принято постановление Правительства Москвы № 405-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 24 марта 2020 г. № 212-ПП «О мерах экономической поддержки в условиях режима повышенной готовности», смысл которого заключается в закреплении на законодательном уровне мер поддержки малому и среднему бизнесу, осуществляющему деятельность в наиболее пострадавших отраслях экономики от кризиса, вызванного введением мер повышенной готовности.

Данный закон предусматривает ряд мер поддержки, в том числе, по налогу на имущество организаций, земельному налогу, освобождение от арендных платежей по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, по договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, платежей за изменение цели предоставления земельных участков, платежей за выкуп и аналогичных выплат в городской бюджет. В целом такие меры поддержки должны коснуться около 2,6 тысячи организаций.

Перечень наиболее пострадавших отраслей экономики можно посмотреть здесь

Так в соответствии с п.5.1. Постановления № 212-ПП предусмотрены выплаты собственникам недвижимости в размере 100 % имущественных платежей (налог на имущество, арендная плата за земельный участок) относящихся к сданной в аренду площади соответствующих объектов, за весь период приостановления деятельности арендаторов такого имущества, но при условии снижения арендных ставок не менее чем на 50%. Сумма снижения арендных ставок для арендаторов должна быть снижена не менее чем на двухкратный размер суммы имущественных платежей.  

Также льготы должны получить и собственники нежилых помещений, использующие их самостоятельно под размещение объектов торговли, объектов общественного питания и бытового обслуживания в размере 50% от суммы имущественных платежей за указанный период действия ограничительных мер (п.5.1.3. Постановления). Многие из них в начале апреля даже получили уведомление от Департамента городского имущества «О мерах экономической поддержки в условиях повышенной готовности», с предложением направить заявление в адрес ДГИ об освобождении от арендных платежей, приложив необходимый пакет документов, подтверждающий, что арендатором ведется один из видов деятельности, предусмотренный первым абзацем п.3 Постановления.

Однако до настоящего времени единого порядка, четких требований, предъявляемых к документам, а также требований к самому заявителю не существовало. Разъяснения Департамента экономической политики и развития города Москвы были «поверхностными», не содержали четких алгоритмов действий, и носили, скорее всего, информационно-подготовительный характер.
И вот, в целях реализации принятых на себя обязательствах по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса, 13 мая 2020 года Правительством Москвы было принято постановление № 574-ПП «Об утверждении Порядка предоставления грантов из бюджета города Москвы юридическим лицам в период действия режима повышенной готовности». Данным постановлением был утвержден Порядок рассмотрения, порядок определения размера, требования к получателям, а также определены правила предоставления грантов в период действия режима повышенной готовности.

Итак, кто же может рассчитывать на помощь из бюджета Москвы?

Основные получатели определены в п. 1 Приложения к Постановлению и предоставляются следующим лицам: -   собственникам зданий, сооружений, помещений, в том числе собственникам торговых центров, которые используются для размещения объектов торговли, собственникам объектов недвижимости, использующихся для общественного питания, бытового обслуживания, гостиниц;

- управляющим компаниям, под управлением которых находятся закрытые паевые фонды, имеющим в собственности, или на ином законном основании объекты недвижимости.

Гранты предоставляются исключительно российским юридическим лицам или их обособленным подразделениям, зарегистрированным на территории Москвы, в отношении которых, на момент подачи заявления, не введена процедура банкротства, которые не находятся в стадии ликвидации либо реорганизации, деятельность которых не приостановлена.

В отношении каких объектов недвижимости может быть подана заявка на получение гранда?

Согласно постановлению, такими объектами являются:

- торговые объекты, здания, сооружения, помещения, объекты общественного питания, бытового обслуживания, работа которых полностью либо частична, была приостановлена на основании указа Мэра Москвы № 12-УМ от 05.03.2020 года. Принадлежность объекта недвижимости к тому или иному виду деятельности должна быть определена по состоянию на 01 марта 2020 года. Соответствующие сведения должны быть внесены в сведения ЕГРН.

- гостиницы. Для данной категории недвижимости должно соблюдаться условие о присвоении определенной категории, в соответствии с Положением о классификации гостиниц. В противном случае, установить принадлежность нежилого здания или помещений в нем к данной категории, может оказаться проблематичным.

Каким требованиям должен удовлетворять объект недвижимости, в отношении которого подается заявка на получение гранта?

Вот основные критерии, соблюдение которых является обязательным:

1.    Объект недвижимости не должен являться самовольной постройкой, признанной таковой в соответствии с постановлением Правительства Москвы №819-ПП;

2.    Вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать виду разрешенного использования (ВРИ) объекта недвижимости, размещенного на таком участке, либо предусматривать возможность размещения такого объекта;

3.    Земельно-правовые отношения должны быть оформлены надлежащим образом;

4.    На объекты должно быть зарегистрировано право собственности, либо право доверительного управления в случае нахождения такого объекта в доверительном управлении паевого фонда;

Решение о предоставлении или непредоставлении гранта принимается Департаментом торговли города Москвы в течении 15 дней с момента поступления заявки и ее рассмотрения уполномоченным органом, которым является префектура соответствующего округа. Основаниями для отказа является несоответствие заявителя и/или объекта недвижимости требованиям, установленным Постановлением №574-ПП, либо несоблюдение претендентом условий предоставления гранта. Предоставление гранта осуществляется на основании заключенного договора между получателем гранта и уполномоченным органом государственной власти в лице Департамента финансов города Москва.

Стоит заметить, что требования к получателям грантов довольно жесткие, а регламентные сроки для предоставления документов и сроки на устранение допущенных нарушений, довольно сжатые. Таким образом, нарушение сроков устранения выявленных ошибок при проверке заявки, является основанием для отказа в предоставлении грантов.

В каком размере будет оказываться помощь?

Порядок определения размера гранта устанавливается индивидуально для каждого заявителя и рассчитывается в соответствие с утвержденной методикой, при этом при исчислении размера гранта учитываются такие показатели как:

1.    Сумма налога на имущество и земельного налога (арендная плата);

2.    Общая площадь объекта;

3.    Площадь объекта, сданная в аренду и и.т.д.

По мнению специалистов «Институт Земельного Права» из текста Постановления неясно, имеют ли право на получения грантов индивидуальные предприниматели, или список лиц, определенных п.1.2. является закрытым, и расширительному толкованию не подлежит? Если так, то довольно значительное число собственников недвижимости, а именно ИП являются собственниками небольших объектов, на получение помощи от государства могут не рассчитывать.

Также хочется отметить, что значительное количество объектов недвижимости имеет несоответствие виду разрешенного использования земельного участка, на котором находится. Данная проблема довольно широко распространена, и, как следует из текста Постановления, является основанием для отказа в предоставлении гранта. В таком случае основными получателями станут лишь собственники объектов недвижимости, построенные в строгом соответствии с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) и Проектом планировки территории (ППТ), либо сведения о разрешенном использовании объекта недвижимости должны совпадать со сведениями вида разрешенного использования, внесенного в ЕГРН. Как правило такие объекты построены относительно недавно. Любые разночтения или несоответствия по видам использования объекта капитального строительства виду разрешенного использования земельного участка, наверняка, будут трактоваться не в пользу заявителя, и, что скорее всего, послужат поводом для отказа в предоставлении гранта.    

Получить дополнительную информацию по процедуре оформления заявок на получение грантов, либо расширенную консультацию о соответствии заявителя требованиям, предъявляемым Постановлением № 574-ПП, можно по номеру телефона +7 (985) 907-37-31 или заполнив форму обратной связи. 

Форма обратной связи

Звоните нам по телефону: +7 (985) 907-37-31 или пишите info@inzempravo.ru