Потратьте время и прочитайте статью ниже. Это того стоит.
Сегодня в Москве проходит разработка проектов межевание границ жилых кварталов - процесс определения условных границ земельных участков. Было бы правильнее сказать, что Правительство г.Москвы решило провести пересмотр ранее утвержденных проектов межевания от 2004-2007 годов. Межевание земельных участков проводится с целью обеспечить возможность дальнейшего межевания и постановки земельных участков на кадастровый учёт, для последующего оформления прав на такие земельные участки. Установить границы земельных участков в застроенных территориях сегодня возможно только при разработанных и утвержденных проектах межевания. На это нам прямо указывает часть 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ. Проект межевания это отдельный документ в составе проектов планировки территорий.
Так что же сейчас происходит на территории г. Москвы?
Земельные правоотношения очень запутаны. Особенно сложно разобраться в них тем, кто никогда не имел соответствующего юридического опыта. Этим пользуются чиновники и компании, в интересах которых разрабатывают Проекты межевания.
Всё дело в том, что сегодня самая большая ценность в Москве - это земля. Разберём механизм, «анатомию» того, кто и как выполняет Проекты межевания, и в чьих интересах это делается (не в интересах жителей, сразу можно сказать). Это нужно знать, чтобы защищать свои права и законные интересы от посягательств чиновников и связанных с ними бизнесменов.
Заказчик проекта межевания – это тот, в чьих коммерческих интересах всё и делается
Так кто же является заказчиком при разработке проекта межевания в Москве? Сегодня это Департамент городского имущества города Москвы (пункт 4.2.8. Постановления от 20.01.2013 г. №99-ПП «Об утверждении положения о Департаменте городского имущества города Москвы»; информация с официального сайта ДГИ), он же составляет задание на межевание. Данная структура является исполнителем и распорядителем от имени Правительства г.Москвы в отношении имущества, составляющего городскую Казну (раздел II Постановления от 20.01.2013 г. №99-ПП). А также является проводником решений, принимаемых Правительством Москвы.
Это очень важно – так как исполнение государственного городского заказа на проведение работ по проектам межевания выполняет именно ДГИ и от него зависит, как будет выполнен Проект межевания и в чьих интересах. А раз заказчиком выступает Департамент городского имущества города Москвы, то и задание на межевание он составляет в своих коммерческих интересах.
Суть в том, что целью пересмотра «старых проектов межевания» является возможность как можно больше земли «отрезать» от жилых домов и отнести к земле общего пользования и оформить в собственность Москвы. Потом с этой землёй можно будет делать что угодно – устроить платную парковку, разрешить строительство нового многоэтажного дома, торгового центра, сдать землю в аренду. Жителей ближайших домов уже никто не спросит, потому что это будет городская земля. В этом смысл действий по подготовке проектов межевания, которые проводятся сейчас в Москве.
Исполнитель Проекта – тот, чьими руками всё делается
Исполнитель Проекта межевания - это как правило проектный институт, вроде НИИиПИ Генплана, Моспрект и т.д, выигравшие конкурс и заключившие госконтракт. На сегодняшний день основным исполнителем по подготовке проектов межевания на территории г.Москвы является Моспроект-2 им. Посохина. Исполнитель впрямую осуществляет данную деятельность в интересах Заказчика и выполняет все требования, диктуемые Заказчиком, разумеется не просто так.
Публичные слушания – способ защитить свою землю
По каждому проекту межевания обязательно проводятся Публичные слушания (подпункт 3 пункта 3 статьи 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации; часть 5 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ), на которые приглашаются жители межуемого квартала, чтобы внести свои замечания и предложения по предлагаемому проекту. Публичные слушания состоят из нескольких этапов:
- распространение информации о проведении публичных слушаний, причём не позднее, чем за 7 дней до начала этих слушаний;
- экспозиция проекта межевания;
- проведение собрания участников слушаний, где можно высказать замечания и пожелания относительно проекта межевания;
- оформление протокола слушаний;
- публикация заключения о результатах публичных слушаний.
Важно знать: на слушаниях будет представлен Проект межевания территории не в интересах жителей, а в интересах заказчика проекта.
Жители должны быть готовы жёстко отстаивать свои интересы. Все замечания, возражения, вопросы оформлять в письменном виде (это пригодится в суде, если, конечно, до него дойдёт). Главное – не верить чиновникам и понимать, что они действуют не в интересах жителей.
Коварство чиновников заключается ещё и в том, что они объявляют уже утверждённые в 2004-2007 году проекты межевания незаконными. Объясняют чиновники это тем, что не было проведено публичных слушаний по этим проектам. Требование по проведению публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в г.Москве установлено Постановлением Правительства Москвы № 1258-ПП от 30.12.2008 года .Только вот в 2004-2007 году никаких публичных слушаний и не требовалось, а значит, эти проекты законные и действующие, что не отрицают и чиновники из Департамента городского имущества.
Как обманывают жителей при межевании районов и кварталов в Москве?
Очень просто: хитрят, недоговаривают, умалчивают, обходят «острые углы» и пользуются тем, что градостроительное и земельное право запутанные. Чиновники и не могут сказать правду – что всё, что «отрезано» от дома, станет платным для жителей.
На примере Проекта межевания давайте разберём, на что нужно обратить внимание в Проекте и что нужно требовать от проектировщиков.
Пример Плана межевания из Проекта межевания квартала
Что в этом проекте межевания сделано не в интересах жителей?
1. Все детские и спортивные площадки, парковки машин проектировщики исключили из земельных участков жилых домов и отнесли их к территории общего пользования.
Эти участки станут собственностью Москвы, и чиновники смогут сделать с этими участками всё, что угодно: сдать в аренду приближённым бизнесменам, сделать парковку, отдать участки под строительство. Проделать такой трюк с земельным участком жилого дома невозможно, а с территорией общего пользования – запросто. Получится, что жители домов, которые пользуются участками бесплатно потому, что эти участки – домовые, будут пользоваться теми же участками платно, потому что участки станут собственностью города. Проекты межевания земли в 2016 году сделаны именно с такой целью.
2. Из территории земельных участков жилых домов отрезаны зеленые газоны под улично-дорожную сеть.
Это значит, что газоны можно будет уничтожить, а на их месте сделать парковку. Платную, конечно. Не секрет что бюджет города трещит по швам! Реализуя супер амбициозные проекты по строительству транспортной инфраструктуры, бюджет города значительно опустел. Отсюда и ни чем не обоснованные тарифы на платные парковки, и расширение зоны платной парковки.
5 хитростей чиновников при межевании земельных участков
Лживый аргумент №1: нельзя запретить детям соседних домов играть на детской или спортивной площадке. А о запрете никто и не говорит. Включение площадки в состав имущества дома не означает запрета детям из других домов играть на этой площадке.
Лживый аргумент №2: детская или спортивная площадка может быть одна на несколько домов. А «лишние» площадки отдайте городу. Да, площадка может быть одна на 2 или 3 многоквартирных дома, но для этого нужно законно оформить эту площадку в совместную собственность жителей этих домов, либо установить сервитут в отношении части земельного участка, занятого такой площадкой.
Лживый аргумент №3: раз Москва благоустраивает детскую площадку, то эта детская площадка принадлежит Москве. Нелепый аргумент, непонятно на кого рассчитанный. Чиновников, которые так говорят, нужно отсылать к статье 18 Земельного кодекса и главе 14 Гражданского кодекса, чтобы они убедились, что этого аргумент – полный вздор.
Лживый аргумент №4: газоны уже давно отнесены к улично-дорожной сети и они, чиновники, ничего не могут поделать. Это неправда. Если улично-дорожная сеть каким-то образом оказалась наложена на газоны, это должно быть исправлено самими чиновниками, которые это сделали. Не за счёт жителей.
Лживый аргумент №5: планы межевания, утверждённые в 2004-2007 годах, недействительны, потому что по ним не проводилось публичных слушаний. Публичных слушаний действительно не проводилось. Но до 2008 году их и не требовалось. Изменения, касающиеся публичных слушаний, появились в законе гораздо позднее. Действующие проекты межевания не становятся недействующими из-за изменений в законах, которые произошли позднее, чем был оформлен проект межевания, так как закон не имеет обратной силы. Проекты межевания, утверждённые в 2004-2007 годах без публичных слушаний – действующие.
Чего требовать жителям? Какие законы и постановления использовать при оспаривании проекта межевания квартала?
Нужно письменно, ультимативно требовать вернуть детские, спортивные площадки, газоны, парковки в состав земельного участка многоквартирного дома, для возможности в дальнейшем приобрести такие участки в общую долевую собственность. Если чиновники не соглашаются – отказываться признать законным проект межевания территории квартала.
Главный козырь чиновников в том, что множество людей не знают своих прав. Такого незнающего обмануть проще простого. Вот уж воистину: знание – сила.
Ниже приводится перечень нормативно-правовых актов, которые необходимо использовать, чтобы отстоять право на законное межевание земельного участка:
Части 1 и 2 ст.16 Федерального закона № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», где сказано, что в застройке земельный участок, на котором расположен дом и объекты недвижимого имущества – это общая долевая собственность владельцев помещений в доме. Если участок был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, то этот участок переходит в собственность владельцев квартир в доме.
Пункт 4 статьи 43 Градостроительного кодекса, где сказано, что при подготовке проекта межевания квартала учитываются размеры участков для конкретных видов деятельности, как это установлено регламентами и законами. То есть чиновники не могут «от себя» померить участки, как им заблагорассудится.
Пункты 66-68 Совместного Постановления №10/22 от 29.04.2010 Высшего Арбитражного и Верховного судов РФ (раздел «Споры о правах на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома»).
Пункт 2.3 СанПиН 2.1.2.2645-10, где указано, что участок при многоквартирном доме должен давать возможность устраивать площадки отдыха, игровые, спортивные площадки, стоянки транспорта, зелёные насаждения.
Подпункты е) и ж) пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.08.06 № 491, где указывается, что в состав общего имущества дома входят объекты для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома: стоянка машин, гаражи, детские и спортивные площадки.
Пункт 5.5. ТСН 30-304-2000 Нормы и правила проектирования планировки и застройки г. Москвы, где указывается, что у дома обязательно должны быть территории для подъезда и подхода, гостевые автостоянки, зелёные насаждения, площадки для игр и отдыха.
Очевидно, что нормативно-правовых актов, на которые можно опереться, отстаивая свои права по проекту межевания земельного участка, достаточно. Воспользуются ли ими жители или пустят всё на самотёк – другой вопрос.
Все действия с проектами межевания кварталов и районов нужны только для одного – чтобы брать с людей деньги за то, чем люди могут пользоваться бесплатно по закону.
Готовьтесь защищать себя правовыми методами. И не только себя, но и детей и внуков, иначе уже через 5 лет НАС всех просто вынудят платить за пользование придомовой территорией.