Федеральная налоговая служба

Налог на недвижимость является эффективным методом, который применяется во многих странах мира для стимулирования использования новых технологических решений, обновления производственной базы, привлечения инвестиций с целью развития территориальных образований.

Такой механизм налогообложения объектов недвижимости зарекомендовал себя положительно не только как фискальный, но и как регулирующий экономическое и социальное развитие.

Еще в рамках «Основных направлений налоговой политики на 2009 и плановый период 2010 и 2011 годов», Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2010 и на плановый период 2011 и 2012 годов», а также в «Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах», ставилась задача сформировать налогообложение единых объектов недвижимости на базе применения международного опыта и международных стандартов оценки.

Однако существующий в РФ механизм налогообложения, основные идеи применения которого сформировались в процессе рыночных реформ в экономике страны, является в большей степени фискальным, имеющим основной целью увеличение доходов бюджетов всех уровней.

В результате этого, достаточно большое количество юридических и физических лиц находятся в процессе оспаривания начисленных имущественных налогов, а также пересмотра определения кадастровой стоимости:

Огромное количество споров в первую очередь связано с необоснованным завышением кадастровой стоимости при проведении кадастровой оценки, вследствие чего сумма начисленного налога также будет завышена.

Нередки случаи начисления имущественных налогов для физических и юридических лиц с нарушениями налоговыми и представительными органами существующего законодательства, с единственной целью - увеличить поступление средств в муниципальные бюджеты. Налог на недвижимое имущество порой начисляется за объекты, имущественные права на которые уже прекращены либо, что тоже не редкость, за несуществующие объекты налогообложения. Самые распространенные случаи увеличения налоговых поборов – это применение иной налоговой ставки, выраженной в процентном соотношении к налогооблагаемой базе, чем положено по закону.

Для подтверждения данного утверждения рассмотрит два примера такого подхода к начислению имущественных налогов.

Физическому лицу поступило НАЛОГОВОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ по расчету налога на имущество физических лиц № 12345678 ОТ 21.09.2017 по Форме КНД 1165025 от одной из ИФНС России по г. Москве об уплате Налога на имущество физических лиц, составной частью которого является раздел «РАСЧЕТ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ», представляющий собой таблицу с расчетами сумм исчисленного налога.

 

Налоговый период (год)

Налоговая база (руб.)
И-инвентаризационная стоимость <2>
К-кадастровая cтоимость <3>

Доля в праве

Налоговая ставка (%)

Количество месяцев владения в году/12

Коэффи-
циент к налоговому периоду

Размер налоговых льгот (руб.)

Сумма исчисленного налога <4> (руб.)

1

2

3

4

5

6

7

8

Иные строения, помещения и сооружения; 77:02:0017001:1234; ОКТМО 000000000; код ИФНС 7715
, МОСКВА Г, , , , проезд. Гостиничный, 0, 1,

2015

К 41 308 758.00

1

1.2

12/12

1

 

495 705.00

2016

К 41 308 758.00

1

1.3

12/12

1

 

537 014.00

Иные строения, помещения и сооружения; 77:02:0024029:4321; ОКТМО 00000000; код ИФНС 7715
127521, МОСКВА Г, , , , Октябрьская ул, 00, ,

2015

К 9 693 700.00

1

0.5

12/12

0.2

 

10 031.00

2016

К 9 693 700.00

1

0.5

12/12

0.4

 

19 640.00

 

Стоит обратить внимание, что оба объекта недвижимого имущества с кадастровыми номерами № 77:02:0017001:1234 и № 77:02:0024029:4321, согласно записям Единого государственного реестра недвижимости, отнесены к «иным строениям, помещениям и сооружениям», при этом ставка налогообложения, в соответствии с Законом города Москвы от 28 сентября 2016 года N 30, должна быть в размере 0,5% кадастровой стоимости объекта налогообложения.

На письмо в налоговую инспекцию, о пересчете суммы исчисленного налога на объект недвижимого имущества с кадастровым номером № 77:02:0017001:1234, был получен ответ, что муниципальное образование может само определять налоговые ставки по объектам недвижимого имущества. Судя по всему, законом от 28 сентября 2016 года N 30 город Москва и определила ставки налогообложения по данным объектам в размере 0,5 %, а налоговая инспекция по своему усмотрению увеличило ее самостоятельно в 2,4 раза.

В качестве второго примера можно привести случай сокращения перечня льготных категорий лиц освобождаемых от налогообложения земельных участков, противоречащий Федеральному закону от 28.12.2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Собрание депутатов 4-го созыва города Суворов Суворовского района Тульской области на 55-е внеочередном заседании утвердило Положение «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Суворов Суворовского района» от 27 апреля 2018 года № 55-232  и приняло решение на основание которого от налогообложения освобождаются только:

а) организации образования, учреждения культуры, физической культуры и спорта, финансируемые за счет средств местного бюджета;

б) органы местного самоуправления в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций;

в) физические лица, являющиеся членами многодетной семьи, признанной таковой в соответствии с Законом Тульской области от 04.12.2008  № 1154-ЗТО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Тульской области».

Возникает вопрос, а что же делать инвалидам 1 и 2 групп, проживающих в деревнях, где земельные участки лишь формально принадлежат им на правах собственности и не используются ими в хозяйственной деятельности по состоянию здоровья. Для того, чтобы передать излишки земли муниципальному образованию необходимо провести процедуру межевания территории земельного участка, на которую нет денег. Вот и приходится бывшим льготникам платить налог на земельный участок, которым фактически не пользуешься.

Из приведенных примеров ясно видно, что сложились определенные тенденции налогообложения, заключающиеся в увеличении бюджетных поступлений любой ценой, невзирая на законодательство и социальные гарантии населению. И если рост налоговой нагрузки на физических лиц не так заметен – власти стараются не доводить уровень социальной напряженности до «точки кипения» - то повышение налоговых отчислений для бизнеса, всё более ощутим. К вышесказанному стоит добавить и нередкие случаи злоупотребления законодательством со стороны налоговых органов.

Оспорить начисленные налоги на недвижимое имущество можно как в административном, так и в судебном порядке.

Хочется добавить, что споры связанные с начислением налогов, хоть и являются одной из самых распространенных категорий дел, все-таки это наибо­лее слож­ная ка­те­го­рия спо­ров, по­сколь­ку дело касается разрешения конфликтов с го­су­дар­ст­вен­ны­ми фис­каль­ны­ми ор­га­на­ми.

Попытки досудебного урегулирования споров, по расчету налога на имущество физических и юридических лиц, как правило не приносят положительных результатов, более того, могут повлиять на положительный результат в дальнейшем, при решении спора с налоговыми органами в суде.

Наша Компания специализируется в решении налоговых споров, связанных с расчетом налогов на недвижимое имущество и предоставляем следующие услуги:

  • консультации по вопросам налогообложения в отношении недвижимого имущества;
  • обжалование действий/бездействий налоговых органов в административном порядке;
  • обжалование действий/бездействий налоговых органов в судебном порядке.

Если у Вас возникли вопросы по начисленным налогам, указанным в налоговом уведомлении – Вы можете обратиться в нашу Компанию, направив вопрос письменно либо позвонить по номеру +7 (985) 907-37-31

 

 

Форма обратной связи

Звоните нам по телефону: +7 (985) 907-37-31 или пишите info@inzempravo.ru