Проект Федерального закона по налогообложению движимого и недвижимого имущества вносит существенные изменения в Налоговый кодекс РФ.

Предложенный Минэкономразвития России совместно с Минфином РФ проект Федерального закона "О внесении изменений в главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части исключения движимого имущества из налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций" снимает множество проблемных вопросов и позволяет предприятиям и организациям с уверенностью и на законодательной основе вывести свое движимое имущество из-под налогообложения. Такая мера призвана оказать положительное воздействие на экономическое и финансовое положение работающих компаний, стимулировать продуктивное использование и модернизацию наличествующих основных фондов. Вместо применяемой на нынешнем этапе льготы предприятия получат абсолютную отмену налога на все движимые активы.

В изначальной редакции Налогового кодекса РФ (НК РФ), принятой 5 августа 2000 г., и учитывая все последующие изменения и дополнения, дается четкое понятие сущности объекта налогообложения при выполнении начисления налога на имущество. Ст. 374 ч. 2 рассказывает о том, что к объектам, которые облагаются налогом, относят собственность не только российских, но и компании нерезиденты, что через постоянные представительства ведут свою деятельность в РФ. В самом тексте закона можно более детально и конкретизировано прочитать о видах такого имущества. Налог полагается взимать с любого рода имущества, максимальной налоговой ставкой в процентном эквиваленте является 2,2%, начисления осуществляются в законодательно определенном порядке исходя из стоимости такой собственности, посчитанной по усредненным данным за отчетный год.

   Недвижимое имущество с привязкой к земле

Полное определение что такое недвижимое имущество дано в статье №130 Гражданского кодекса Российской Федерации, который ввели в действие в 1995-1996 гг. К подобному имуществу относится все, что неразрывно связано с землей, в том числе ее участки и недр (дополним – имеются в виду те объекты, перемещение которых невозможно без нанесения им существенного урона).

Сюда относят разнообразные сооружения и здания, их части, предназначенные для расположения транспортных средств (места для машин), недостроенные объекты, помещения жилого/нежилого назначения. В случае с машино-местом имеется уточнение, что такие сооружения относятся к недвижимости, если их границы занесены в кадастровый учет в установленном законодательством порядке.

Учитывая закон, можно сказать о том, что к недвижимой собственности относятся воздушные и морские суда, имеющие госрегистрацию, суда внутреннего плавания,и иное имущество согласно Закону РФ №5663-1 "О космической деятельности", а также предприятия в качестве целостного имущественного комплекса. 

   Нюансы налогообложения движимой собственности 

Понятие «движимое имущество» включает все те вещи, которые не имеют привязки к земле и что подлежат перебазированию без нанесения урона их характеристикам и свойствам, а также все, что законодатель не включил в список недвижимости. По существующей юридической практике к движимому имуществу относятся следующие активы:

·    деньги;

·    доли участия в компаниях (акции);

·    экспонаты музеев и коллекций;

·    ценные бумаги, векселя;

·    автотранспорт;

·    линии связи;

·    торговые павильоны;

·    гаражи.

Так как законодательство постоянно меняется и развивается по мере осуществления изменений в социальной, политической и экономической деятельности государства, этот перечень может видоизменяться (дополняться/сокращаться).

С момента принятия кодекса налогом на имущество облагалось все, что связано с собственностью организаций. Однако учитывая изменения, внесенные 01.01.15 г. в 374 статью части 8 НК РФ, уже не признаются объектами, подлежащими налогообложению, основные средства, включенные в 1-ую или во 2-ую амортизационную группу согласно с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством страны. Поэтому владельцы активов, срок использования которых ограничен небольшим периодом времени (1-3 года включительно), могли на законных основаниях не начислять, а, соответственно, и не платить государству налог на подобное имущество. В такие амортизационные группы могут входить только:

·     оборудование, а также машины промышленного и сельскохозяйственного назначения;

·     медицинское оборудование, техоснастка и инструменты для протезной промышленности;

·     опоки и прочие формы для литья и литейного производства;

·     насосы;

·     компрессоры;

·     краны;

·     офисные машины (в том числе персональные компьютеры);

·     станки;

·     путевое оборудование;

·     грузопассажирские подъемники;

·     сооружения, способствующие активному отдыху, спорту и т.д.

Полный список основных средств с указанием кодов приведен в тексте Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, которая утверждена Постановлением РФ от 01.01.2002 г. №1.

Касаемо вопроса 3-ей амортизационной группы (сюда относят самое популярное для бизнесменов – транспортные средства (ТС), т.е. автобусы, автомобили, мотоциклы, мотолодки, электропогрузчики и т.д.), то по действующему закону организации и предприятия получили право применять налоговую льготу в отношении того движимого актива, который стоит на учете с 1 января 2013 г. или позже. К исключениям отнесли объекты движимой собственности, которые были приняты на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц или по итогу передачи, возможно, приобретения активов между взаимозависимыми лицами.

 Из-за того, что в процессе применения субъектами хозяйствования норм действующих законов возникала некоторая путаница по вопросам: является ли то или иное имущество объектом налогообложения; учитывать дату покупки и регистрации автотранспортного средства, машины и агрегата либо правильнее вести отсчет от момента начала фактической эксплуатации объекта; правомерно ли применение льготы по налогу к данному конкретному активу;- многие предприятия пытались найти обходные пути для оптимального решения вопросов по оплате налога на имущества и его начислению. В этот момент бизнесмены и предприниматели вкладывали недостаточно средств в модернизацию своих активов. Налог на движимое имущество организаций фактически являлся оборотным налогом на инвестиции и негативно влиял на экономику и расширение производственных мощностей отечественных предпринимателей.

  Предложенный законопроект – весомая помощь в обновлении производственных активов

  Федеральный закон, который внесет изменения в 30-ую главу 2 части НК РФ, убирает из всех задействованных статей, пунктов и абзацев термин «движимое имущество», а во избежание разночтений каждое упомянутое в тексте определение «имущество» дополняет прилагательным «недвижимое». Так, в результате принятия данного закона налогом на имущество будут облагаться исключительно то, что непосредственно входит в категорию «недвижимое». Любое предприятие стремится платить налоги по минимуму, ведь чем меньше денег оно извлечет из оборота и перечислит государству, тем больше финансовых средств останется в его распоряжении. Например, в случае принятия законопроекта у предприятий появится дополнительный стимул для развития автомобильного транспорта, который является базовой составляющей транспортной системы России. Автотранспорту отводится главенствующая роль при перевозках разнообразных грузов на расстояния небольшой протяженности, в обеспечении стабильного функционирования торговли, стройиндустрии, логистики, агропромышленного комплекса, а также деятельности субъектов малого бизнеса. Освободив производственников от уплаты налога на автотранспорт в качестве объектов движимой собственности, государство создаст благоприятные условия для приобретения новых автомобилей, которые обладают улучшенными техническими характеристиками и позволяют интенсифицировать автоперевозки без ущерба для экологии.

Принятие вышеуказанного законопроекта решит многие проблемы бизнеса. Ведь в 2016 году право установления налоговой льготы для предприятий и организаций было предоставлено властям на местах (по регионам). При этом до настоящего момента ни один регион не сообщил о принятии положительного решения по вопросу сохранения льготы. Такая тенденция снижает количество переоборудованных предприятий, уменьшает закупку новых технологий и линий, замедляет переоборудование и модернизацию производства. Для любого субъекта хозяйствования первостепенное значение имеет результативное использование имеющихся в наличии основных производственных фондов. Одна из проблем российской экономики состоит в том, что основные фонды большей частью устарели или имеют критический уровень износа. Так, по оценкам экспертов, степень изношенности производственной базы по коммерческим организациям России составляет около 46%, при этом 14% задействованных в производстве основных фондов полностью изношены и требуют неотлагательной замены. Модернизация движимого имущества (техническое перевооружение, обновление, реконструкция, закупка нового, более современного и усовершенствованного, и т.д.) требует значительных денежных затрат. Уменьшение налогового бремени позволит предприятиям и организациям, ведущим производственную и хозяйственную деятельность, создать денежный резерв в необходимых для этих целей размерах. По данным Министерства финансов РФ, существующая в России налоговая нагрузка на финансовые вливания в модернизацию производственных процессов доходит до 20% против приемлемых для европейских государств 7-9%. В результате принятия закона многие отечественные компании получат реальную возможность обновить свои основные производственные фонды, ведь новую технику, машины, механизмы и агрегаты не нужно будет облагать налогом.

Проект федерального закона открыт для обсуждения с 30.08.2017 г., мнения, относительно регулирующего воздействия данного законопроекта, будут приниматься до 19.09.2017 г. Отмену налога на движимое имущество планируется ввести с 2018 года. По оценкам разработчиков законопроекта, нововведения затронут около 600 тысяч субъектов предпринимательской деятельности в России.

Разумная экономическая политика страны ориентирована на движение к макроэкономической стабильности при общей сбалансированности бюджета. Чтобы добиться перспективного экономического роста, следует предпринять определенные действия по нивелированию факторов, которые влияют на снижение инвестиций. Государственная инвестиционная политика предполагает следующий комплекс мер:

·     существенное сокращение издержек и создание инвестиционного ресурса;

·     создание благоприятных условий для превращения сбережений в инвестиции;

·     организацию поддержки инвестиций на государственном уровне;

·     развитие конкуренции, целенаправленную программу поддержки экспорта.

Для создания инвестиционного ресурса необходимо снижать уровень административных издержек, сокращать число проверок и объемы и виды отчетности, сделать прозрачнее надзор. В череде этих мер важное место занимает отмена налога на движимое имущество, предложенная Минэкономразвития России.

Форма обратной связи

Звоните нам по телефону: +7 (985) 907-37-31 или пишите info@inzempravo.ru