Печать

Вопрос:

Добрый день. Организация "Х" является собственником здания, проезд и проход к которому возможен только через соседний участок, который арендуется организацией "Y"  у города. 

Y - не предоставляет доступ для проезда автотранспорта к зданию Х, при этом в Распоряжении ДГИ об утверждении схемы расположения ЗУ прямо указано, что доступ к зданию Х осуществляется через участок Y.  Возможен ли иной путь решения конфликта помимо частного сервитута? Есть ли правовая возможность войти в Договор аренды ЗУ "Y" на правах арендатора со множественностью лиц (спорный участок граничит со зданием «Х»)? Или пройти процедуру внесение изменений в ПЗЗ, чтобы сделать часть участка Y - частью УДС? Кто определяет размер платежей по частному сервитуту, если в вышеуказанном случае? (конфликт по вопросу права проезда по участку между Х и Y). Спасибо.

Александр. ПАО "Газпром"

Ответ:

Давайте по порядку:

1. Если в схеме расположения границ участка «Y» прямо указано, что доступ осуществляется через данный участок то, в таком случае, на схеме расположения должны быть указаны части (ть) участка через который и осуществляется доступ. Это, по-большому счету, и есть сервитут. При установлении границ на местности участка «Y» в межевом плане такие данные подлежат отображению с установлением соответствующих границ части. Далее, любое заинтересованное лицо, в данном случае организация «X», может обратиться к правообладателю участка за оформлением права пользования, в вашем случае возмездного, с последующей регистрацией в Росреестре обременений на основании п.3 ст.274 Гражданского кодекса РФ. В случае отказа от оформления частного сервитута возможно оформление только в судебном порядке. Вероятность, при таких исходных данных, близка к 100%. Более подробно, что такое сервитут, можно узнать здесь

2. Что касается возможности войти в договор аренды земельного участка «Y», то правовых оснований, в данном случае, не усматривается. Участок предоставлялся, скорее всего, для эксплуатации существующего объекта недвижимости, отношения к которому вы не имеете и зарегистрированных прав на который вы так же не имеете.

3. Процедура внесения изменений в ПЗЗ (Правила землепользования и застройки) крайне «растянута» по времени и финансово затратна. Тем более что ПЗЗ, в данном случае, не играют никакой роли, а участок «Y» был сформирован на основании проекта межевания. Процедура внесения изменений в ПЗЗ, о которой идет речь в поставленном вопросе, предусматривает прохождение комиссии (ГЗК) с включением части участка в перечень улично-дорожной сети. Такой вариант мы бы даже в теории на рассматривали.

4. Теперь попробуем разобраться, кто и как устанавливает размер платы за использование частного сервитута. В соответствии с п. 5 статьи 274 ГК РФ и п. 6 статьи 23 ЗК РФ собственник земельного участка, обремененного сервитутом, по общему правилу вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. В вашем случае арендатор. Размер платы устанавливается по договорённости сторон с учетом принципов разумности и соразмерности. Причем плата за пользование должна быть соразмерна размеру сервитута. В соответствии с п. 5 приказа Министерства экономического развития РФ от 4 июня 2019 г. N 321 плату за публичный сервитут рекомендуется определять пропорционально площади части земельного участка, отведенного под установление сервитута, при этом стоит принимать во внимание, главным образом, кадастровую стоимость такой части участка, а также рыночную стоимость права, на основании которого осуществляется владение всем участком.