Вопрос:

Как осуществляется демонтаж, перемещение, удаление объектов, не являющихся объектами капитального строительства и незаконно размещенных на земельных участках, находящихся в городской собственности?

Получили уведомление от Госинспекции по недвижимости снести пристройку к ОКСу и временные строения за десять дней. Никаких документов, кроме уведомления, предоставлено не было. При этом предлагают обратиться в ГБУ «МКМНЦ» за разъяснениями. Что это за организация и каковы ее полномочия, ГИН не уточняет. Разве сносом не префектуры округов занимаются? Это вообще законно? Чем нам это грозит? 

Ольга ООО

Ответ:

Ранее, до введения в действие постановления Правительства Москвы № 819-ПП, уполномоченным органом по обращению в суд с иском о признании объекта самовольной постройкой, согласно постановлению Правительства от 31.05.2011 №234-ПП, являлась префектура административного округа. 

Так, при незаконном размещении объектов, не являющихся объектами капитального строительства, то есть самостроем, на земельных участках города Москвы, ответственными за их освобождения являлись префектуры административных округов (Постановление № 614-ПП от 02.1112 г. и № 157-ПП от 24.02.10 г. «О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы»). 

Префектуры были обязаны провести демонтажные работы на таких объектах, при необходимости переместить их, обеспечить сохранность на организованных спецплощадках, и даже возвратить лицам, предъявляющим на них свои права. При отсутствии таковых осуществить утилизацию. Данные положения относятся, как к самим объектам, так и к размещенным в них оборудованию, товарам, другому имуществу. Перечень незаконно размещенных на земельных участках в собственности города Москвы, в государственной собственности без выделения правообладателя объектов, не являющихся объектами капитального строительства, был представлен в Приложении 2 Постановления Правительства города № 614-ПП от 02.11.12 г.   

Согласно данному постановлению, Управы районов постоянно мониторили подведомственные земельные участки на предмет выявления некапитальных объектов, размещенных незаконно, устанавливая наличие или отсутствие разрешительных документов. Также в этом Постановлении в Приложении 1 был представлен перечень действующих документов, являющихся достаточным основанием для размещения: 

  •  для размещения нестационарной торговой точки для продажи печатных изданий в месте, соответствующем схеме размещения таких точек;  
  • нестационарного торгового объекта - договор и свидетельство о размещении; 
  • объекта, не являющегося объектом капитального строительства - договор на размещение, договор безвозмездного срочного пользования или аренды земельного участка, свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования участком.  

При выявлении факта незаконного размещения, по представленному Постановлению, Управа района обязана была составить акт, регистрирующий нарушение. Далее акт направлялся в префектуру соответствующего АО, после чего рассматривался на Окружной комиссии. 

Что изменилось после принятия Постановления Правительства Москвы № 819 

В настоящее время, после принятия постановления 819-ПП, в целях защиты прав и интересов города Москвы при реализации правомочий собственника в отношении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, действия города по освобождению земельного участка от незаконно размещенного имущества, возложены на Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.  

Обследования земельных участков проводятся Госинспекцией по недвижимости в рамках полномочий по муниципальному земельному контролю в форме выездных обследований, которые в соответствии со статьями 56, 75 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ) относятся к контрольным мероприятиям, проводимым без взаимодействия органа контролирующего (надзорного) органа с контролируемым лицом. Это означает, что в случае выявления признаков незаконного (нецелевого) использования земельного участка о результатах выездной проверки станет известно только тогда, когда вам придет уведомление о сносе.  

Какие могут быть риски при сносе самостроя 

Действия по демонтажу будут проводиться на основании акта Госинспекции, который предъявлять вам даже не станут. Самим же демонтажем самовольно возведенных объектов, как раз, будет заниматься ГБУ «Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости» (ГБУ «МКМНЦ») за счет средств городского бюджета с привлечением подрядных организаций, таких как, например, ГК "Крашмаш" или АО "Ликвидатор", но только в том случае, если спорные строения не будут демонтированы своими силами. Весь строительный мусор, оставшийся после демонтажа, подлежит утилизации. Расходы по сносу будут возложены на вас в виде понесенных убытков. Говорить сейчас о законности данных мероприятий и способах их оспаривания мы не станем 

Также принципиально понимать является ли объект обычным самостроем, без наличия зарегистрированного в установленном порядке права собственности, или права на такой объект все же внесены в ЕГРН. Судя по предписанию – зарегистрированных прав на объекты у вас не имеется. Так что действия ГИНа законны. В противном случае вопрос о демонтаже решается исключительно в судебном порядке, где истцом является Департамент городского имущества.  

 

Если у вас остались вопросы вы можете обратиться к нашим специалистам, которые помогут разобраться в ситуации и окажут грамотную юридическую помощь в случае: 

  • если вы только получили предписание от ГИН; 
  • если к вам подан иск от Департамента городского имущества в рамках Постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 № 819-ПП; 
  • помогут сохранить самовольную постройку. 

     

 

Форма обратной связи

Звоните нам по телефону: +7 (985) 907-37-31 или пишите info@inzempravo.ru


Согласен с Политикой обработки персональных данных