3 августа Президент России подписал федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ.

Поправка в ГК по-новому трактует понятие капитального строения и сооружения.

Вместо определения «временные постройки… и тому подобные сооружения» введено понятие «некапитальные строения и сооружения». К некапитальным причисляются строения и сооружения (в том числе киоски, навесы и т. п.), которые не имеют прочной связи с землёй и обладают конструкцией, позволяющей перемещать их или разбирать и собирать на новом месте без особого ущерба.

Теперь в ГК РФ напрямую указано, что капитальными строениями и сооружениями не считаются неотделимые улучшения земельного участка, как-то: «замощение, покрытие и другие». Поправка эта соответствует сложившейся судебной практике, не признающей объектом недвижимости бетонные площадки или замощения (в том числе, спортивные площадки). В последние годы судебные инстанции склонны растождествлять понятия "объект капитального строительства" и "объект недвижимости".

Ранее, 26 июля с. г. Госдумой были в третьем чтении приняты поправки к Гражданскому кодексу РФ, уточняющие определение самостроя, а также порядок и сроки сноса строений, признанных самовольно возведёнными.

Данные поправки в Гражданский кодекс, как и поправки в Градостроительный кодекс, уточняющие понятие капитального строения, внесены на фоне стартовавшей с начала 2018 г. трёхлетней программы по регистрации Росреестром всех ранее неучтённых объектов недвижимости на территории России. В 2014 г. в Налоговый кодекс были внесены изменения, согласно которым налог на недвижимость с физического лица теперь рассчитывается исходя из кадастровой стоимости имущества, а с 2016 г., в соответствии с правилами осуществления государственного кадастрового учёта, садовые дома и хозяйственные постройки стали обязательны к постановке на кадастровый учёт для целей налогообложения в первую очередь. Можно ожидать, что новое определение капитальных строений – от противного, через введённое понятие «некапитальные строения и сооружения», значительно расширит круг построек, определяемых как капитальные и, следовательно, облагаемых налогом.

Фактически речь идёт о том, что облагаться налогом на имущество (значительно выросшим вследствие исчисления по кадастровой стоимости) будут любые сооружения, находящиеся на территории дачных или приусадебных участков, если хозяевам не удастся доказать их некапитальный характер. Такая кадастровая и налоговая политика предсказуемо повлечёт за собою как снос значительной части построек на дачных участках и сельских подворьях, так и повышение спроса на постройки, которые, в силу своих конструктивных особенностей, будут признаваться некапитальными. Таким образом, создаётся новый фронт налогового давления на собственников, включая наименее мобильных и наиболее незащищённых социально.

В новую редакцию Градостроительного кодекса внесён и ряд иных изменений, в том числе, касающихся градостроительного зонирования и требований, предъявляемых к проектной документации. Прояснён вопрос о зонах охраны объектов культурного наследия Российской Федерации. Так, в случае внесения вновь выявленного объекта культурного наследия в единый госреестр, зона охраны данного объекта должна быть установлена в течение не более чем двух лет. При исключении объекта из единого госреестра статус охранной зоны аннулируется автоматически.

Форма обратной связи

Звоните нам по телефону +7 (925) 741-81-92, +7 (925) 772-04-07 или пишите info@inzempravo.ru